Большие ножи

В любом романе или путевом дневнике о путешествии по странам Южной Америки всплывает слово «мачете». В нем влажный запах джунглей и шелест сахарного тростника, пламя пожаров и лязг оружия. Минула пора великих географических открытий, отбушевали освободительные революции, а мачете по -прежнему несет в себе аромат экзотики. Давайте же разберемся, что это за страшное оружие борьбы с иноземными колонизаторами, поработителями, лианами и ползучими гадами джунглей.

На самом деле нет ничего экзотического или технологически интересного в этом сугубо хозяйственном инвентаре. Мачете представляет собой длинный нож длиной от 30 до 60 см, предназначенный для простой и ясной задачи — прорубать тропу в джунглях, воюя при это в основном не с толстыми ветвями деревьев из плотной древесины, а с еще не успевшими отвердеть лианами и кустарником подлеска, а также для выполнения сельскохозяйственных работ вроде рубки тростника, кукурузы или столь популярной ныне в Колумбии и прилежащих странах коки.

Форму может иметь самую разнообразную, в зависимости от региона происхождения, а еще больше — от фантазии мастера. Наиболее ярким отличительным признаком является наличие длинной прямой или слегка изогнутой к концу полосы клинка, который, в зависимости от технологии изготовления, имеет либо плоскую (фабричное производство из катаного металла), либо слегка клиновидную (кустарное кузнечное производство) форму. При этом он относительно тонок для такой длины — 3 мм, максимум — 4 мм. Наличие каких-либо долов или граней является редкостью. Рукоять либо клепаная деревянная, либо — достаточно часто — металлическая. На современных мачете заводского изготовления встречаются рукояти из полимерных материалов. Какие-либо художественные изыски в нанесении гравировок и прочих украшений так же редки, как слесарные молотки с рукоятью из палисандра.

Важной видовой принадлежностью этих ножей является форма рукояти с обязательным расширением сзади. Подобная общно сть вызвана преобладающими движениями использования этого инструмента —рубкой. В отличие даже от короткого меча (кстати, само слово «мачете» и переводится как «меч»), имеющего примерно такую же длину, мачете никто специально не уравновешивает, в результат е чего центр тяжести и оптимальная точка столкновения лезвия с препятствием (так называемый центр удара) лежат близко друг к другу. Это эргономично и удобно, но предъявляет свои требования к траектории нанесения ударов — для снятия нагрузки с кисти замах должен начинаться от плеча, в самом крайнем случае — от локтя, и двигаться по длинной траектории. Попытка рубить кистевым движением возможна, но, прямо скажем, утомительна (мечи подобной длины либо имеют рукояти длиной более одного кулака, либо массивное на вершие, сдвигающее центр тяжести назад, что разгружает кисть и расширяет диапазон движений). В полете по длинной траектории мачете стремится вырваться из руки, и именно эта нагрузка перекладывается через концевой упор на мизинец. С той же целью большинство мачете имеет темляк в виде ременной петли, накидываемой на запястье. Правильно подобранная длина запястной петли значительно облегчает нагрузку на кисть.

Авторские ножи

Как только в руках человека появился нож, тотчас обнаружились мастера, для которых все эти каменные, бронзовые и стальные штуковины стали не просто оружием или инструментом, а широким полем деятельности по воплощению собственных фантазий. Правда, в минувшие века творчество сводилось к украшению вполне утилитарных предметов, клинки которых обычно оставались нетронутыми (насечка драгметаллами и нанесение рисунков штихелем не в счет). Сегодня картина иная: художественные задачи решаются в комплексе, и авторские ножи, исполненные в единственном экземпляре (реже — как гарнитур из нескольких предметов, и никогда — серией, даже мелкой) представляют собой цел ьный ансамбль из фантазийного клинка, рукоятки и ножен (или подставки, если нож кабинетный).

Частично тема авторских ножей затрагивается и до, и после этих страниц, там, где обсуждаются отдельные их компоненты — рукоятки из экзотических материалов, булатные и дамасские клинки и т. д. Здесь же мы просто продемонстрируем несколько характерных экземпляров, чтобы читатель, в глаза не видевший журналов типа «Оружие», «Прорез» и других, в которых авторские ножи являются излюбленными персонажами, получил бы о них более или менее полное представление.

Безусловно, настоящий художник способен из простой железки сотворить шедевр, однако совершенно справедливо практически все авторские ножи исполняются из самых редкостных, необычных и дорогостоящих материалов, так как предназначены не для собственного любования, а на продажу богатым людям за баснословные деньги, хотя, конечно, настоящим мастером движет отнюдь не корысть, а стремление к самовыражению. Так, некоторые из работ российских умельцев приобретены фондами Оружейной палаты и некоторых других известных музеев как раритеты, имеющие национальное культурное значение. Поэтому неудивительно, когда в описании ножа фигурируют булат и дамаск высшего качества, мамонтова и прочая неординарная кость, уникальные сорта дерева, золото, серебро, платина, самоцветные камни и т. п., хотя само по себе наличие такого богатства не делает нож авторским. Если купить в магазине охотничий кинжал и заменить деревянные накладки цельными рубинами, он так и останется серийным кинжалом, хотя и супердорогим.

Как правило, автор высокохудожественного ножа сам не изготавливает его клинок, потому что проще заказать его известному кузнецу с гарантией задуманного рисунка, прочности, формы и других параметров. Остается приложить огромный объем чисто ювел ирной работы — и на выставку! Правда, есть уникумы, что сами проходят тернистый путь от горна до штихеля.

Складные ножи

Складные ножи

Складные ножи разнятся, понятно, величиной и формой клинка, но основные конструктивные отличия кроются в механизме либо жесткой, либо пружинной его фиксации. Размеры «складничков» колеблются от микроскопических до весьма солидных, что заставляет серьезно относиться к данной категории ножей.

Внимательный читатель уже видел эту считалку в тексте. Тогда мы говорили о ножнах, но даже ребенку понятно: нож в кармане может быть только складной! Для любого другого инструмента карман — хранилище недостаточно прочное и просторное. Конструкций складных ножей неисчислимое множество, однако, если быть точным, мы имеем ряд вариаций лишь на тему фиксации клинка. Принципиально независимых конструкций всего две: раскладывающиеся за счет вращения клинка вокруг оси и выдвигающиеся. Ножи с выдвигающимся клинком имеют как инерционный механизм раскрытия, когда оно совершается под действием силы тяжести (наподобие приведенного ниже инерционного стилета), так и конструкции с использованием силы рук. Особняком стоят автоматические ножи, где выброс клинка происходит под действием пружины. Встречаются и оригинальные решения.

Например, знаменитая испанская наваха имеет длину клинка до 400 мм, а отдельные образцы даже до 700 мм — более чем солидное оружие.

Складные ножи

В XVI-XVII веках в Испании сформировалась законченная система боя этим непростым оружием, которая включала развитую систему ударов и защит — как вооруженной, так и свободной рукой, использование плаща, шляпы, множества обманных приемов и маневров. Дальнейшее развитие этот стиль боя получил в странах Латинской Америки, бывших испанских колониях, где эту традицию можно проследить от XVI-XVII веков до 50-х годов века XX.

Способы фиксации клинка складного ножа

Еще до недавнего времени ножи с фиксирующимся клинком были редкостью, и работники правоохранительных органов почитали их все без исключения криминальными и подлежащими изъятию. Это резонно: ножом с незафиксированным в раскрытом положении клинком гораздо труднее (особенно в отсутствии опыта) нанести серьезные ранения. Но до появления клипитов абсолютное большинство так называемых перочинных ножей вовсе не предназначались для активной самообороны, а потому и не имели фиксаторов. Не имеет их и сегодня изрядное количество моделей — от простых спутников грибника до утонченных «швейцарцев».

То, насколько надежно будет работать такой нож, целиком и полностью зависит от тщательности изготовления. Упомянутые швейцарские «офицерские» ножи раскрываются, закрываются и стопорятся в конечных положениях с отчетливыми щелчками подогнанных пружин и не имеют при этом ни малейшего люфта. Аналогичным образом ведет себя и продукция других солидных фирм. Если же ваш «дружок» дешев, а то и беспороден, ничего доброго ждать от него не приходится.

Способы фиксации клинка

Самый распространенный тип фиксатора — качающийся на поперечной оси рычаг, часто играющий и роль пружины. В конечной фазе раскрытия зуб на хвостовике клинка заскакивает за зуб этого коромысла и более или менее прочно удерживает клинок раскрытым. Иногда (редко) аналогичным образом происходит фиксация клинка и в закрытом состоянии, но это ненужное баловство.